Приказ о сроке использования программного обеспечения образец. "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения "Система юридически значимого электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчет


Организация приобрела неисключительные права пользования компьютерной программой. Срок использования компьютерной программы в лицензионном договоре не определен. Организация самостоятельно установила срок использования программы 12 месяцев. Имеет ли право организация установить срок использования программы 12 месяцев, или нужно ориентироваться на п. 4 ст. 1235 ГК РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В соответствии с разъяснениями Минфина России срок признания расходов, связанных с приобретением права пользования компьютерной программой, в рассматриваемом случае должен составлять 5 лет.

Однако, по нашему мнению, можно установить иной срок списания, в том числе 12 месяцев. Но в этом случае организация должна быть готова отстаивать свое решение в суде.

Обоснование вывода:

Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы (ст. 1261 ГК РФ).

А срок действия исключительного права на произведение установлен ст. 1281 ГК РФ, то есть ограничен.

Права использования программы на ЭВМ могут быть предоставлены правообладателем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) на основании лицензионного договора (п. 1 ст. 1235, п. 1 ст. 1286 ГК РФ). Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату (п. 1 ст. 1233 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации организация приобрела неисключительное право на использование результата интеллектуальной деятельности (программа для ЭВМ). Поэтому программу для ЭВМ нельзя включать в состав нематериальных активов, так как в соответствии с п. 3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" в состав нематериальных активов включаются только объекты, на которые организация приобрела исключительные права.

Следовательно, затраты на приобретение программы для ЭВМ не могут рассматриваться как затраты капитального характера, формирующие первоначальную стоимость нематериальных активов. Затраты на приобретение прав на использование программы для ЭВМ следует учесть в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99)).

Согласно п. 19 ПБУ 10/99 расходы признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, если расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем. Причем расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99).

В соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и другое) в течение периода, к которому они относятся.

При этом период, в течение которого затраты на приобретение программы для ЭВМ будут списываться, устанавливается организацией самостоятельно исходя из предполагаемого срока использования организацией данной программы.

Отметим, что в бухгалтерском учете отсутствуют ограничения на установление срока использования.

В налоговом учете, согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ, расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 272 НК РФ предусмотрено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Следовательно, если лицензионным договором срок использования программы не установлен, то в налоговом учете организация должна установить его так же, как и в бухгалтерском - самостоятельно.

Однако Минфин России в своих письмах от 23.10.2009 N 03-03-06/1/681, 20.04.2009 N 03-03-06/2/88, от 17.03.2009 N 03-03-06/2/48, от 19.02.2009 N 03-03-06/2/25 напоминает, что согласно абзацу второму п. 4 ст. 1235 ГК РФ в случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, то договор считается заключенным на пять лет.

Обратите внимание, что указание абзаца первого п. 4 ст. 1235 ГК РФ на то, что срок, на который заключается , не может превышать срок действия исключительного права, установлено для правообладателя (лицензиара). Это напоминание того факта, что право лицензиара распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности ограничен сроком действия этого исключительного права. А последний хотя и значителен, но конечен.

Таким образом, если следовать разъяснениям Минфина России, то срок признания расходов в рассматриваемом случае должен составлять 5 лет.
При этом анализ арбитражной практики показывает, что суды часто встают на сторону налогоплательщиков, которые приняли решение единовременно списать расходы на приобретение неисключительных прав на программу, поскольку в договоре не указывался срок действия таких прав. При принятии решения судьи исходят из того, что, поскольку договором не установлен срок использования программы для ЭВМ, в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ и абзацем вторым п. 1 ст. 272 НК РФ расходы на покупку неисключительных прав на использование программ для ЭВМ и баз данных могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно в момент их возникновения (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 16.02.2009 N А55-9496/2008, ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2007 N А05-810/2007).

Таким образом, и в бухгалтерском, и в налоговом учете организация вправе самостоятельно установить срок признания в учете расходов на приобретение права использования компьютерной программы, если в договоре отсутствует условие о сроке использования. По нашему мнению, это может быть любой обоснованный организацией срок, вплоть до единовременного.

В любом случае порядок установления сроков списания расходов на приобретение программ должен быть определен в учетной политике организации как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

Однако, учитывая позицию Минфина России, в случае установления в рассматриваемом случае срока списания расходов менее пяти лет, появляется риск налогового спора.

В случае его возникновения организации свою позицию придется отстаивать в суде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Журавлев Вячеслав

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

3.1. В целях автоматизации производственной, управленческой, вспомогательной деятельности в Организации разрешено применение ограниченного перечня коммерческого ПО (согласно Реестру) и бесплатного ПО (необходимого для выполнения производственных задач и указанного в Паспорте ПК).

3.2. В состав каждого АРМ входит набор ПО для выполнения определенного вида деятельности. Первоначальная комплектация АРМ определяется Руководителем структурного подразделения совместно с Руководителем отдела ИТ. ПО, не входящее в состав АРМ, не может быть установлено и использовано работниками Организации без процедуры согласования.

3.3. Описание конфигурации ПК и перечень установленного ПО фиксируется в Паспорте ПК, подписывается администратором ИС, Руководителем структурного подразделения, Руководителем отдела ИТ и пользователем ИС. Тем самым подтверждается согласие сторон:

3.3.1. С указанной в Паспорте ПК комплектацией оборудования АРМ и перечнем установленного ПО;

3.3.2. С фактом передачи от Организации к работнику (Пользователю ИС) ответственности за использование любого нелицензионного ПО, самовольное изменение конфигурации АРМ и несанкционированную установку любого ПО на вверенном данному Пользователю АРМ.

3.4. Все операции по установке, сопровождению и поддержке, удалению ПО АРМ выполняются непосредственно (при участии) администраторами ИС.

3.5. Порядок эксплуатации программного обеспечения в Организации состоит из следующих этапов:

3.5.1. Определение потребности в ПО

Запрос на установку дополнительного ПО может быть инициирован: А) Руководителем структурного подразделения, Б) администратором ИС.

А) Запрос Руководителя структурного подразделения на установку ПО производится в случаях:

    необходимости организации АРМ для нового работника;

    необходимости выполнения работниками новых (дополнительных) обязанностей, для которых требуется дополнительное ПО или полная замена АРМ;

    появления качественно нового (альтернативного) ПО, взамен используемого в составе АРМ.

    Руководитель структурного подразделения готовит запрос на установку ПО в утвержденной форме на имя Руководителя отдела ИТ.

    При наличии в Организации запрошенного ПО, специалист отдела ИТ выполняет работы по его установке, за АРМ пользователя закрепляется лицензия.

    При отсутствии в Организации вакантных лицензий на коммерческое ПО (из перечня в Реестре), Руководитель структурного подразделения готовит заявку на приобретение ПО в установленном порядке.

В случае необходимости закупки коммерческого ПО вне списка Реестра:

    Руководитель отдела ИТ определяет возможность использования данного коммерческого ПО в ИС Организации;

    Руководитель структурного подразделения готовит заявку на приобретение коммерческого ПО;

    после приобретения Руководитель отдела ИТ вносит сведения о новом коммерческом ПО в журнал регистрации дополнений к Реестру. По итогам года сведения из журнала переносятся в Реестр для утверждения на следующий период.

Б) Запрос администратора ИС на установку ПО производится в случаях:

    устранения уязвимостей систем обеспечения информационной безопасности Организации;

    плановой замены используемого пользователями ПО;

    внедрения новых информационных технологий.

Порядок согласования установки ПО:

    Руководитель отдела ИТ определяет наличие вакантных лицензий и осуществляет выделение (закрепление за АРМ или сервером) необходимых лицензий, обеспечивает выполнение работ по установке необходимого ПО.

    При необходимости закупки дополнительного ПО, Руководитель отдела ИТ определяет возможность его использования в ИС Организации, готовит заявку на приобретение.

3.5.2. Приобретение ПО

3.5.2.1. Приобретение ПО осуществляется согласно действующим в Организации правилам закупок.

3.5.2.2. В работе конкурсной комиссии в качестве эксперта принимает участие руководитель отдела ИТ.

3.5.2.3. Приобретенное ПО принимается к учету в бухгалтерии, передается для ввода в эксплуатацию в отдел ИТ.

3.5.3. Установка (внедрение) ПО

3.5.3.1. Руководитель отдела ИТ обеспечивает оперативный учет лицензий вводящегося в эксплуатацию ПО, организует работы по установке ПО на ПК пользователей ИС.

3.5.3.2. Администратор ИС формирует в электронной учетной системе Паспорт ПК, готовит 2 экземпляра Паспорта ПК в бумажной форме, подписывает сам и передает на подпись Руководителю структурного подразделения, Руководителю отдела ИТ и Пользователю ИС. Один экземпляр Паспорта остается у Руководителя структурного подразделения, другой сохраняется в архиве документов отдела ИТ.

3.5.3.3. Если осуществляется установка (внедрение) коммерческого ПО:

3.5.3.3.1. Руководитель отдела ИТ готовит справку о сроке полезного использования коммерческого ПО для бухгалтерии, акт ввода в эксплуатацию (по необходимости);

3.5.3.3.2. Аппаратные ключи (в том числе ключевые носители), сертификаты подлинности (наклейки на корпус системного блока АРМ) передаются пользователю ИС в составе АРМ.

3.5.4. Поддержка и сопровождение ПО

3.5.4.1. Поддержка и сопровождение ПО выполняется техническими специалистами - администраторами ИС или программистами.

3.5.4.2. Поддержка и сопровождение ПО заключается в выполнении следующих видов работ:

    настройка и адаптация установленного ПО;

    установка обновлений ПО;

    регламентированное создание резервных копий (архивирование) ПО и пользовательских данных (электронных документов, баз данных);

    устранение неисправностей, связанных с использованием установленного ПО;

    консультирование пользователей ИС.

3.5.4.3. Работа по сопровождению ПО может быть инициирована пользователем ИС (Руководителем структурного подразделения) либо непосредственно администратором ИС, программистом.

3.5.4.4. Любое изменение перечня установленного ПО, возникшее в ходе выполнения работ, должно быть отражено в Паспорте ПК.

3.5.5. Удаление (вывод из эксплуатации) ПО

3.5.5.1. ПО выводится из эксплуатации в следующих случаях:

    окончание лицензионного срока использования ПО;

    замена используемого ПО на альтернативное;

    прекращение использования ПО вследствие отсутствия надобности, морального старения.

3.5.5.2. Вывод из эксплуатации выполняется техническими специалистами:

3.5.5.2.1. Проводится внеочередной аудит ПО Организации;

3.5.5.2.2. Выполняется удаление выводимого из эксплуатации ПО со всех ПК Организации;

3.5.5.2.3. При необходимости подготавливается и передается в бухгалтерию акт вывода из эксплуатации коммерческого ПО;

3.5.5.2.4. Выполняются необходимые обновления Паспортов ПК;

3.5.5.2.5. При удалении (выводе из эксплуатации) коммерческого ПО в отдел ИТ в целях дальнейшего хранения передаются (при необходимости оформляются акты возврата): аппаратные ключи (ключевые носители), находившиеся у пользователя ИС, оригиналы носителей с дистрибутивом ПО, документация к ПО, лицензионные договора (соглашения), копии договоров поставки, а также документов, подтверждающих факт купли-продажи.

3.6. При эксплуатации программного обеспечения необходимо:

3.6.1. Соблюдать требования настоящего Положения.

3.6.2. Использовать имеющееся в распоряжении ПО исключительно для выполнения своих служебных обязанностей.

3.6.3. Ознакомиться с Паспортом ПК после проведенных работ по установке или удалению нового ПО, в случае согласия с содержащимися в нем данными, поставить собственноручную подпись в двух экземплярах Паспорта ПК.

3.6.4. Обеспечивать сохранность переданных в составе АРМ носителей с ключевой информацией, сертификатов подлинности коммерческого ПО, наклеенных на корпус системного блока АРМ.

3.6.5. Содействовать администратору ИС в выполнении работ по установке, настройке, устранению неисправностей и аудита установленного ПО.

3.6.3. Ставить в известность администраторов ИС о любых фактах нарушения требований настоящего Положения.

3.7. При эксплуатации программного обеспечения запрещено:

3.7.1. Использовать АРМ не по назначению.

3.7.2. Самостоятельно вносить изменения в конструкцию, конфигурацию, размещение АРМ ИС и другого оборудования ИС.

3.7.3. Изменять состав установленного на АРМ ПО (устанавливать новое ПО, изменять состав компонент пакетов ПО и удалять ПО).

3.7.4. Приносить на внешних носителях и несанкционированно запускать на своем или другом АРМ любые системные или прикладные программы, не указанные в Паспорте ПК.

В соответствии с письмами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июля № 07-21, Министерства образования Иркутской области -37-9947/10, в целях координации деятельности по внедрению пакета свободного программного обеспечения (далее – ПСПО) в образовательных учреждениях Шелеховского муниципального района , на основании плана мероприятий по переходу на ПСПО ОУ Иркутской области

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить план мероприятий по переходу на свободное программное обеспечение ОУ Шелеховского района.

2. Руководителям общеобразовательных учреждений в срок до 29.10.2010:

а) назначить ответственных за:

Деинсталляцию (удаление) пакета стандартного (базового) программного обеспечения (СБППО);

Деинсталляцию прочего нелицензионного ПО, имеющегося на школьных компьютерах;

Внедрение пакета свободного программного обеспечения;

б) составить графики установки ПСПО в общеобразовательном учреждении по форме (приложение 1). Копию графика представить в МУ «ИМОЦ» ;

в) ознакомить работников образовательного учреждения, пользующихся персональными компьютерами, с нормативными документами, предусматривающими ответственность за использование не лицензионного программного обеспечения;

г) ознакомить работников образовательного учреждения с «Планом мероприятий по переходу на ПСПО ОУ Иркутской области».

3. Ответственным за внедрение пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях до 25.12.2010 провести все мероприятия по установке ПСПО на 80% компьютеров (возможно как вторая операционная система).

4. Назначить ответственными:

1) специалистов ресурсного центра МУ «ИМОЦ» , - за обеспечение технической поддержки процесса внедрения свободного ПО в общеобразовательных учреждениях Шелеховского района и осуществление контроля за внедрением и использованием ПСПО в образовательном процессе;

2) , программиста ресурсного центра МУ «ИМОЦ», - за установку свободного программного обеспечения в управлении образования.

5. Руководителю ресурсного центра МУ «ИМОЦ»:

1) ознакомить руководителей общеобразовательных учреждений с ответственностью за использование нелицензионного программного обеспечения (приложение 2);

2) организовать консультирование педагогическим работникам Шелеховского района по вопросам использования ПСПО.

7. Возложить ответственность за аудит наличия нелицензионного программного обеспечения (ПО) и исполнение данного приказа на руководителей общеобразовательных учреждений, специалистов МУ «ИМОЦ», управления образования.

8. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Начальник управления

С приказом ознакомлены:

________________ «___» ______________ 2010 г.

________________ «___» ______________ 2010 г.

________________ «___» ______________ 2010 г.

________________ «___» ______________ 2010 г.

________________ «___» ______________ 2010 г.

В дело № 04-02

УТВЕРЖДЁН

приказом начальника

управления образования

План мероприятий по переходу на ПСПО общеобразовательных
учреждений Шелеховского района

Наименование мероприятия

Ответственный

I. Нормативно-правовые мероприятия

Организация установки ПСПО, не менее чем на 80 % компьютеров ОУ, регистрация школ на портале технической поддержки ПСПО http://www. spohelp. ru/region и областном портале http://edu38.ru

Организация и проведение мониторинга внедрения ПСПО в образовательных учреждениях Шелеховского района. Предоставление ежемесячного отчета по установленной форме.

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ»,

Ежемесячно

II. Инженерно-технические мероприятия

Общеобразовательные учреждения

необходи-мости, но не реже 1 раза в год

Контроль совместимости компьютерного оборудования с ПСПО

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ», общеобразовательные учреждения

При подготовке конкурсных заявок и приобре-тении оборудо-вания

Деинсталляция пакета СБППО на всех компьютерах ОУ и личных компьютерах педагогов ОУ (за исключением программы 1С: ХроноГраф Школа, лицензия на которую действительна до 31 декабря 2019г.)

Общеобразовательные учреждения

Установка свободных аналогов часто используемого программного обеспечения на все компьютеры образовательного учреждения (в том числе работающие под операционной системой Windows)

Общеобразовательные учреждения

По мере необходи-мости

Изучение и тестирование возможностей ПСПО для организации образовательного процесса

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ», общеобразовательные учреждения

В течение года

Внесение информации об отсутствии в ПСПО драйверов периферийных устройств в электронную форму на областном портале http ://edu38.ru

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ»

По мере необходи-мости

III. Методологические мероприятия

Наполнение раздела, посвященного внедрению ПСПО в образовательных учреждениях, на областном портале http ://edu38.ru

Областной ресурсный центр ОГОУ ДПО «ИПКРО»

Ежемесячно

Методическое сопровождение и консультирование специалистов образовательных учреждений по внедрению и использованию пакета свободного программного обеспечения, в том числе по техническим аспектам внедрения (установки) ПСПО

ОГОУ ДПО «ИИПКРО»

Spohelp. ru - портал информационно-справочного обслуживания пользователей ПСПО ОУ РФ;

http://freeschool. altlinux. ru/ - сайт компании Alt Linux;

Linux. irk. ru - Иркутское сообщество пользователей ОС Linux;

Постоянно

Повышение квалификации, обучение специалистов образовательных учреждений по внедрению и использованию пакета свободного программного обеспечения, в том числе по техническим аспектам внедрения (установки) ПСПО

ОГОУ ДПО «ИИПКРО», ОГОАУ ДПО «ИРО»

Постоянно

Включение мероприятий по внедрению ПСПО в муниципальные и областные программы развития , конкурсы, фестивали и иные мероприятия.

Министерство образования Иркутской области;

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ», образовательные учреждения

Постоянно

Приложение 1

к приказу начальника

управления образования

График установки ПСПО

в МОУ ______________________________________________________

Приложение 2

к приказу начальника

управления образования

Программное обеспечение и лицензия на него

Для определения юридических рисков использования нелицензионного программного обеспечения необходимо прежде всего дать определение программного обеспечения с точки зрения действующего законодательства.

Следует отметить, что российское законодательство не содержит такого понятия, как «программное обеспечение». Приведенное понятие используется в обыденной жизни, а также является термином, под которым специалисты (либо пользователи) понимают компьютерные программы и информацию, предназначенные для решения определенного круга задач и хранящиеся на материальных носителях.

В Гражданском кодексе РФ содержится определение понятия «программа для электронно-вычислительной машины» (программа для ЭВМ), под которой понимается «представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования электронно - вычислительной машины и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения»1.

Чаще всего исключительные права для целей бухгалтерского учета учитывают в составе нематериальных активов (НМА). Для этого нужно, чтобы одновременно соблюдались следующие условия (п. 3 ПБУ 14/2007):

  • у организации есть документы, которые подтверждают ее права на использование объекта НМА;
  • объект НМА можно отделить от других объектов;
  • объект НМА не имеет материально-вещественной формы;
  • организация не планирует продавать права на компьютерную программу как минимум в течение года;
  • компьютерная программа используется в производстве продукции (работ, услуг) или для управленческих нужд;
  • срок использования компьютерной программы превышает 12 месяцев;
  • первоначальная стоимость НМА может быть достоверно определена.

Чтобы программу отнести к НМА в налоговом учете, необходимо выполнение следующих условий (п. 3 ст. 257 НК РФ):

  • организация имеет документы, которые подтверждают ее права на использование объекта НМА;
  • объект может принести экономическую выгоду (доходы);
  • срок использования компьютерной программы превышает 12 месяцев.

Получается, если в бухгалтерском учете объект относится к НМА, то в налоговом учете этот объект также будет признан нематериальным активом.

В бухгалтерском учете компьютерную программу нужно учитывать по первоначальной стоимости. Эта стоимость равна сумме всех затрат на ее приобретение. В п. 8 ПБУ 14/2007 сказано, что первоначальная стоимость НМА увеличивается на сумму расходов, связанных с приобретением актива (установка, доведение до пригодного к использованию состояния и пр.).

Амортизация и срок полезного использования

НМА стоимостью до 40 000 (с 2016 года до 100 000) рублей в налоговом учете можно списать полностью в момент ввода в эксплуатацию. Так как имущество до 40 000 рублей не является амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), стоимость НМА можно включить в состав материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Вопрос налоговой амортизации НМА стоимостью ниже 40 000 рублей — спорный. Ранее контролирующие органы придерживались позиции, что амортизировать нужно все НМА независимо от их стоимости (письмо ФНС России от 25.02.2011 № КЕ-4-3/3006). На сегодняшний день все больше писем Минфина подтверждают возможность списывать «малоценные» НМА при вводе в эксплуатацию (письма Минфина РФ от 31.08.2012 N 03-03-06/1/450 , от 09.09.2011 N 03-03-10/86 , от 09.12.2010 N 03-03-06/1/765).

Для целей налогового учета срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется по правилам, закрепленным в п. 2 ст. 258 НК РФ. По общему правилу срок использования НМА может быть указан в договоре или патенте. Если срок по документам определить нельзя, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).

Для исключительных прав на компьютерные программы налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.

В бухгалтерском учете нет стоимостного критерия для определения амортизируемого имущества. Поэтому начислять амортизацию нужно по всем НМА, у которых известен срок полезного использования. По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется (п. 23 ПБУ 14/2007). Но организации каждый год должны пересматривать срок использования НМА, подтверждая ранее установленный либо внося изменения по объективным причинам (п. 27 ПБУ 14/2007).

Исключительное право на компьютерную программу не имеет ограниченного срока действия. Поэтому для целей бухучета срок использования компьютерной программы определяется исходя из периода, в течение которого организация будет ее использовать (п. 26, 27 ПБУ 14/2007). Если срок не известен, то можно установить его равным 5 годам (п. 4 ст.1235 ГК РФ).

Срок полезного использования компьютерной программы нужно зафиксировать в приказе (ч. 1 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Чтобы не возникло расхождений в бухгалтерском и налоговом учете, целесообразнее установить одинаковый срок полезного использования программы (для НМА стоимостью выше 40 000 рублей).

Проводки при покупке исключительных прав :

Дебет 20 (26, 44) Кредит 05 — начислена ежемесячная амортизация по компьютерной программе (амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия НМА к учету (п. 31 ПБУ 14/2007).

Если организация списывает программу стоимостью до 40 000 рублей единовременно, то проводки будут следующими:

Дебет 08-5 Кредит 60 — учтены расходы на приобретение компьютерной программы;

Дебет 04 Кредит 08-5 — компьютерная программа введена в эксплуатацию;

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 04 — стоимость НМА единовременно учтена в составе материальных расходов (только в налоговом учете);

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 05 — начислена ежемесячная амортизация по компьютерной программе (только в бухгалтерском учете).

Неисключительные права

Большинство приобретаемых программ и систем имеют неисключительные права и покупаются по лицензионному или сублицензионному договору. Такой вид права не может быть отнесен к нематериальным активам (п. 3 ст. 257 НК РФ). Поэтому неисключительные права списывают на счета затрат в составе прочих расходов (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Налоговый учет

В налоговом учете лицензиат, применяющий метод начисления, должен распределить стоимость компьютерной программы в течение срока действия договора (письмо Минфина России от 31.08.2012 № 03-03-06/2/95). Если в договоре срок не указан, то необходимо самостоятельно установить период списания на затраты, исходя из принципа равномерности (абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ, письма Минфина РФ от 18.03.2014№ 03-03-06/1/11743 и от 18.03.2013 № 03-03-06/1/8161). Гражданским кодексом предусмотрено, что если срок использования не определен, договор считается заключенным на 5 лет (п. 4 ст. 1235). Такого же мнения придерживается Минфин в письмах от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14039 , 16.12.2011 № 03-03-06/1/829 .

В вопросе списания неисключительных прав существует и противоположная судебная практика. Например, постановлениями ФАС Московского округа от 18.03.2014 № Ф05-1208/2014, от 28.12.2010 № КА-А40/15824-10 , от 15.02.2010 № КА-А40/190-10 вынесено решение, что расходы на приобретение права пользования компьютерной программой можно списывать единовременно.

Как это часто бывает, мнение налоговых органов не совпадает с мнением судов. Если вы не хотите тратить время на судебные разбирательства, безопаснее списывать затраты на приобретение программ для ЭВМ равномерно в течение срока использования. Имейте в виду, что суды рассматривают порядок списания расходов, который закреплен в учетной политике организации. Если вы решили списывать затраты на приобретение неисключительных прав единовременно, не забудьте прописать этот пункт в своей учетной политике.

При кассовом методе в расходы включаются фактически оплаченные суммы (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Плательщики упрощенного налога (доходы — расходы) могут уменьшать налогооблагаемую базу на сумму затрат по приобретению права на использование компьютерных программ (подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письма Минфина России от 21.03.13 № 03-11-06/2/8830 и от 28.05.12 № 03-11-06/2/70).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете неисключительное право на использование программы учитывается в составе расходов будущих периодов на счете 97 (п. 39 ПБУ 14/2007). Списывать такие расходы нужно на протяжении срока действия договора. Способ списания затрат на приобретение неисключительных прав нужно закрепить в учетной политике. Чтобы не возникло временных разниц, установите единый срок использования программы в бухгалтерском и налоговом учете.

Если срок в договоре не прописан, организация может установить его самостоятельно в соответствующем приказе. Но в данном случае безопаснее руководствоваться нормами Гражданского кодекса (ст. 1235) и устанавливать срок использования программы на 5 лет.

Так как неисключительное право на программные продукты у правообладателя — объект НМА, лицензиату (получателю) следует вести учет этого объекта на забалансовом счете (п. 39 ПБУ 14/2007). Планом счетов специального счета для этих целей не предусмотрено, поэтому можно открыть специальный забалансовый счет, например 012.

Проводки при покупке неисключительных прав:

Дебет 97 Кредит 60 — приобретено право использования программы (разовый платеж);

Дебет 012 — лицензия (право) на программу учтена на забалансовом счете;

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 97 — списана часть расходов будущих периодов (ежемесячно).

При продлении лицензии на программу затраты также учитываются равномерно (счет 97).

Важно! Использование пиратских программ наказуемо (ст. 1252 ГК РФ, ст. 146 УК РФ).

Обновление программ, абонентское обслуживание

Затраты на обновление и ежемесячное обслуживание программ относятся к текущим расходам и подлежат списанию в момент оказания услуги (пп. 26 п. 1ст. 264 НК РФ, письмо Минфина РФ от 27.11.2007 № 03-03-06/1/826).

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 60 — списаны затраты на обновление (обслуживание) программы.

Чаще всего компьютерные программы имеют неисключительные права использования. Учет таких программных продуктов следует вести с применением счета 97 «Расходы будущих периодов» и списывать равномерно в течение срока действия договора. Не стоит путать обновление программ с их продлением, ведь учитывать эти расходы нужно по-разному.

Если у вас возник вопрос по бухгалтерскому или налоговому учету, наши эксперты всегда готовы помочь в его решении.

Эксперт сервиса Норматив

Рогачева Е.А.