Организация поисково-исследовательской деятельности детей. «поисково- исследовательская деятельность дошкольников» Поисковая деятельность в доу

На чтение 3 мин. Просмотров 2.6k.

Технологии детского экспериментирования в дошкольном учреждении зачастую направлено на интеграцию с различными сферами деятельности детей. Основой работы педагогов в этом направлении являются методы, которые усиливают развивающую функцию обучения.

Педагогический коллектив ставит перед собой цель решить в процессе организации поисково-исследовательской деятельности следующие задачи:

  • развить умение детей взаимодействовать с объектом, который исследуется, то есть вооружить их новыми способами познания окружающего мира;
  • развить познавательные психические процессы;
    сформировать четкие представления о многообразии мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Создание условий для развития исследовательских умений детей

В дошкольном учреждении создаются оптимальные условия для развития исследовательских умений детей, практического познания ими окружающего мира и упорядочения их представлений о явлениях, объектах окружающей среды и их взаимозависимость.

В каждой возрастной группе создаются уголки живой природы, оформляются центры воды и песка, где дети могут больше узнать о свойствах объектов природы.

Для воспитанников старших групп создаются уголки экспериментирования, в которых размещены разнообразные материалы и оборудование для опытов. Здесь есть все необходимое для приобретения детьми собственного познавательного опыта.

Кроме оборудования для специальных уголков, в каждой группе воспитатели изготавливают дидактические игры и пособия из остаточных и природных материалов для проведения индивидуальной работы.

Формы организации и методика проведения поисково-исследовательской деятельности

Технологии детского экспериментирования воспитатели используют во всех видах детской деятельности. Основой работы являются занятия комплексного типа, на которых большое внимание уделяется решению проблемных задач как: «Как вы считаете, почему…», «Как доказать что…», «Что получится, если…» и тому подобное. Это дает возможность детям лучше понимать причинно-следственные связи в окружающей среде.

Так, развивая коммуникативно-речевые способности детей, педагоги предлагают воспитанникам использовать соответствующую карточку-схему, осуществить воображаемое путешествие к какому-либо объекту природы, а затем составить рассказ от его имени.

Нравится детям такая форма работы, как «Аукцион идей». Во время проведения такого аукциона дети описывают характерные особенности предложенного объекта или материала и оценивают их с точки зрения практического применения человеком в настоящем времени и в будущем.

Реализуя задачу по формированию элементарных математических представлений, воспитатели учат детей считать, измерять, сравнивать. Ведь владение математическими операциями дает детям возможность сознательно и планомерно проводить эксперименты и самостоятельно анализировать их результаты.

Наибольшей результативности поисковая исследовательская деятельность дошкольников достигает во время реализации проектов. Педагоги могут создать ситуации успеха для каждого малыша благодаря дифференцированному подходу к проведению экспериментальной деятельности.

Для самоутверждения детей очень важно поддержать инициативу и активность каждого воспитанника и наполнить его жизнь яркими впечатлениями и открытиями. Так, например, в процессе реализации проекта «Чудо-овощи» с помощью интересных опытов, наблюдений дети знакомятся с особенностями определенных овощей, их лечебными свойствами, учатся практически использовать приобретенные знания.

Во время презентации результатов проекта каждый ребенок представляет изготовленный вместе с родителями макет «Овощи в нашей жизни».

В ходе поисково-исследовательской деятельности воспитатели, взаимодействуя с детьми, всегда опираются на их непосредственный опыт, обогащают его, побуждают малышей к активному познанию мира.

Педагоги не сообщают детям готовые знания и не предлагают способы действия, а создают проблемные ситуации, решая которые, дети активизируют свой предыдущий опыт и обогащают его новыми знаниями и умениями.

Полученные во время поисково-исследовательской деятельности знания дети закрепляют в течение года в игровой, театральной, изобразительной деятельности.

Комплексное использование детского экспериментирования в различных сферах жизнедеятельности дошкольников дает возможность максимально реализовать потребность наших малышей в новых впечатлениях, знаниях, самоутверждении.

"Поисково-исследовательская деятельность"

Федотова Галина Ивановна,

воспитатель средней группы дет.сада №12 г.Таштагола, Кемеровской обл.

Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами поисково-исследовательской деятельности

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя. В своё время И.М.Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. Поисково-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

После трех лет ребенок переходит в период любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка - переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность

осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога, направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса,

отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность?

  • Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  • Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  • Подводя итоги эксперимента, педагог может задавать наводящие вопросы, но дети сами называют поставленную проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, формулируют правильный вывод и оценивают свою работу.

Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.

Нужно чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности детей.

"Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

В наше время в вопросе воспитания и обучения детей изменился социальный заказ: вчера нужен был «исполнитель», а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Обучение должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований и строиться как самостоятельный творческий поиск. Работа педагога в проблемном обучении заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Участник 5Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дошкольного и начального образования» (Казанский федеральный университет, 2016г)

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Васькова З. А. Воспитатель МАДОУ «Детский сад №5 «Камыр Батыр»

общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал». В.А. Сухомлинский.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития. .

Уделяя должное внимание данной теме, я понимаю, что при детской экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду: - Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. - Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. - Развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. - Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе создали «Детскую научную лабораторию», а также центр экспериментирования. В этом специально оборудованном центре дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина". Центр оснащён разнообразным природным (семена, шишки, листья деревьев, камни…) и бросовым материалом (баночки, пробки, крышки, трубочки, пробирки…) Он периодически пополняется новым материалом для того, чтобы вовлечь детей в исследовательскую деятельность. Имеется картотека, серии экспериментов с объектами живой и неживой природы. Совместно с детьми разработали условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки в природе. Для организации самостоятельной детской деятельности есть карточки-схемы проведения экспериментов, собран необходимый методический материал, фотографии, дидактические игры, серии картин с изображением природных сообществ, книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы, иллюстрации. При оборудовании уголка в группе учитывала следующие требования: безопасность, достаточность и доступность расположения. Проводились с детьми экскурсии и целевые прогулки наблюдения за живой природой, растениями, животными, как живыми организмами: рост, потребности, размножение, характерные особенности сезонов. Опыты в неживой природе: водой, с песком, с глиной, с магнитом, камнями, игры со светом, цветом и т.д. Знакомили детей с круговоротом воды в природе, как вода из жидкого состояния может перейти в твердое и наоборот. Выявили вещества, которые растворимы в воде. Познакомили со способами очистки воды (фильтрование). Узнали, почему не тонут айсберги? Что такое «Сила тяготения», «Упрямые предметы», узнали, что такое «Хитрости инерции», «Почему предметы движутся». Познакомились с Солнечной системой, узнали, что такое Вселенная, планеты, звезды. Подготовили коллективный проект на тему: «Космос», «Магия воды и кристаллов». Исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Это привело к сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков. Появилась обстановка общей увлеченности и творчества в нашей группе. Каждый из ребят вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности. Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», но для этого мы стараемся обеспечивать не только оборудование для исследования, но и создавать проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей, свойств, явлений. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев. В лаборатории «живет» «Звездочёт», от имени которого предлагаются задания, опыты и эксперименты. Нашим воспитанникам интересны самые разнообразные опыты с веществами и предметами. В свободное время изучают энциклопедии « Я- исследователь», «Космос», «Планета земля», «Первооткрыватели», «Подводный мир», «Природа и человек» и т.д. Была проведена выставка детских рисунков «Моя научная работа».

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы провели родительское собрание, « Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-исследовательской деятельности» показали занятие с элементами экспериментирования «Я- исследователь». Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование. Так же разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию?», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой мы предлагаем родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Конечным этапом стала тематическая выставка «Экспериментируем дома» . Итог работы оказался положительным. Воспитателями, детьми и родителями собраны коллекции открыток о природе, созданы мультимедийные обучающие презентации «Круговорот воды в природе», «Эксперименты с песком и глиной», «Путешествие в прошлое», «Полезные ископаемые» и т.д. Таким образом, можно сказать, что прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей нашей группы, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома, заметно повышение компетентности родителей в организации этой деятельности. Вся деятельность по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс делает плодотворным и интересным.

У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов. Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. П омогайте детям открывать, изучать, получать возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать. Ведь самое лучшее открытие-то, что ребенок делает сам .

Литература

1.Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. – М.: пед. общество России, 2003г, С.80.

2. Паршукова, И. Л. «Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду» Дошкольная педагогика, 2006г, С.150.

3.Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании», 2005г, С.282.

В ходе проведения реформирования системы образования, в настоящее время большое внимание уделяется реализации Суть заключается в том, что ребенок является полноправным, активным участником воспитательно-образовательного процесса.

При ознакомлении дошкольника с окружающим миром, на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ дошкольного воспитания. В условиях огромного информационного потока, доступности всевозможных ресурсов и легкости нахождения решения какой-либо проблемы, ребенок должен хотеть познавать новое.

Дошкольников - естественное состояние детей. Вспомните себя в детстве - быть может, кто-то разбирал родительские часы, пытаясь понять суть механизма. Маленький исследователь с отверткой в руках - закономерное и нормальное явление для детей как школьного, так и детсадовского возраста.

Создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие. Опытный педагог знает и понимает, что не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло.

Многие отечественные психологи склоняются к мысли о том, что исследовательская деятельность - это высшая форма развития познавательной активности, когда ребенок не хаотично пытается понять, что как устроено, а целенаправленно, пытаясь планировать результат, идет к намеченной им цели.

Структура поисковой деятельности представлена следующим образом:

Переданная от взрослого или выдвигаемая самими детьми задача, требующая решения;

Анализ условий, способствующих решению поставленной задачи (данная операция может быть выполнена детьми как самостоятельно, так и с помощью взрослого);

Выдвижение гипотез о возникновении задачи и способов ее решения;

Выбор способов проверки и непосредственно сама проверка способов решения задачи;

Выводы, итоги, анализ;

Новые задачи и их обсуждение.

Исследовательская деятельность осуществляется по следующему алгоритму:

Формулирование проблемы;

Определение темы, постановка цели и задач;

Выдвижение гипотезы;

Разработка плана действий;

Непосредственное проведение опыта для подтверждения либо опровержения выдвинутой гипотезы;

Анализ реализованных мероприятий, выводы, дальнейшая разработка путей решения проблемы.

Исследовательская деятельность школьников и дошкольников, впрочем, как и всех людей, предполагает действие по вышеописанному алгоритму.

Что же касается интересов и тем для исследования, то старшие дошкольники предпочитают эксперименты, в которых просматриваются причинно-следственные связи. Так, в игровой форме (а ведущим в данном возрасте является игра), развивается мышление. Главная задача взрослого - попытаться заинтересовать ребенка необычным опытом или эффектом, дать возможность провести эксперимент самому дошкольнику.

Ольга Зинченко
Организация поисково-познавательной деятельности в условиях ДОУ

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимности природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково- познавательная деятельность дошкольников , протекающего в форме экспериментальных действий.

В ДОУ организация поисково -познавательной работы с детьми идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими терминами :

1. Живая природа (многообразие живых организмов , характерные особенности сезонов в разных природно - климатических зонах и т. д.)

2. Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и. д.)

3. Человек (функционирование организма , рукотворный мир : материалы и их свойства, преобразование предметов и т. д.)

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию , задачам и способам реализации. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и места человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность , тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Эта деятельность начинается в раннем детстве – возникает дифференциация предметов по цвету, форме, величине, назначению. Осваиваются сенсорные эталоны. Дети учатся рассматривать явление, как систему связей, между компонентами явления по линии : прошлое – настоящее – будущее для выявления взаимосвязей объектов рукотворного мира (например, дерево, доски, стул) или живой природы (например, яйцо, цыплёнок, курица) .

В средней группе дети учатся выполнять ряд действий (проводить опыты) в соответствии с моделями, определять цели и достигать соответствующих результатов. Используя системный подход, формируется представление о себе (прошлое, настоящее, будущее, своей семье (члены семьи как части системы во временном развитии) . Расширяются представления о предметах, явлениях природы и рукотворного мира. На данном этапе необходимо развивать умение анализировать, выявлять

существенные признаки веществ, материалов, предметов.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности :

Определять цель деятельности , условия её достижения ;

C помощью взрослого, а в дальнейшем и самостоятельно, составлять модель этапов деятельности ;

Высказывать предложения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа ;

Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность .

Одним из компонентов естественно научной развивающей среды является лаборатория, которая играет большую исследовательскую и познавательную роль. Здесь дети приобретают навыки работы с простейшими исследовательскими приборами, делают свои первые открытия. В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория постоянно пополняется всё новым материалом для экспериментирования, который находится в доступном для детей месте. В уголке имеются различные приборы : весы, увеличительные стёкла, компас; разнообразные сосуды из различных материалов : стекла, металла, пластмассы; природный материал : листья, песок, глина, земля, гравий, семена; бросовый материал : пластмасса, кусочки ткани, кожа, мех, гайки, скрепки, проволока; медицинские материалы : пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, фонендоскоп; журнал для фиксирования результатов; детские фартуки, халаты.

Основными формами и методами работы в лаборатории являются :

Опыты (исследовательская деятельность , наблюдения, обсуждения, беседы.

Важным компонентом естественнонаучной развивающей среды является «живой уголок» , функциональная роль которого заключается в формировании познавательных качеств ребёнка, в воспитании доброго, заботливого отношения ко всему живому. Здесь проводятся познавательные занятия, беседы, дидактические игры. Дети наблюдают за животными и растениями, рассматривают их.

Большое познавательное значение имеет развивающая среда в группе, которая выполняет обучающую функцию и развивает воображение и мышление детей. Здесь проводятся игры, тематические выставки, чтение художественной и энциклопедической литературы.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят опыты дома самостоятельно и с помощью родителей. Поэтому важно информировать и консультировать родителей по работе в этом направлении.